Главная » Переменка (22) |
юмор [19] | Головоломки [3] |
Математик пьет чай с приятелем. Роняет чашку и видит, что у нее отлетела ручка. Говорит: |
|
|
Случай в Российском Университете Дружбы Народов (РУДН). Решая задачу на экзамене по математическому анализу, студентка получила в итоге выражение ln0. Нисколько не смутившись этим обстоятельством, она пишет в ответе ln0 = e. — С чего вы взяли, — протестует преподаватель, — что ln0 = e? Ведь логарифм нуля не определен? — Да что вы меня запутать пытаетесь? — возмущается студентка. — Вот, сами убедитесь! И она торжествующе достает калькулятор и вычисляет ln0. На экране естественно высвечивается буква E. — Ну что, убедились! — торжествует студентка. — А вы говорите, не определен! |
Эйнштейн объяснил своему девятилетнему сыну, чем же он, собственно, прославился в науке: "Когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось заметить это". |
Заболела учительница русского. Именительный – кто? что? Тогда, говорит, - обозначим неизвестное слово через X Теперь ко и го сокращаем и получаем X=чему. Итак, Дательный – кому? чему? |
Отец кибернетики Норберт Винер славился чрезвычайной забывчивостью. Тем не менее в первый же день, когда ему на работе пришла в голову очередная замечательная идея, он полез в бумажник, достал оттуда листок с адресом, написал на его обороте несколько формул, понял, что идея неверна, и выкинул листок в мусорную корзину.
|
(Из книги "Математики тоже шутят", автор: Федин Сергей)
Гога Выпускники Физтеха старшего поколения наверняка с дрожью вспоминают преподавателя с кафедры высшей математики Игоря Агафоновича Борачинского, известного в студенческой среде, как «Гога». О его строгости на семинарах и экзаменах рассказывали легенды, ставшие впоследствии неизменной частью физтеховского фольклора. Вот лишь несколько из них. Однажды на экзамене Гоге Борачинскому попался некий отличник. Помучив его изрядно, он собрался ставить бедняге тройку. — Игорь Агафонович, поставьте мне лучше два, — взмолился студент, надеясь на пересдачу, где можно попасть к нормальному преподавателю и получить привычную пятерку. — Нет. Вы в принципе не можете выучить больше, чем на три. — Игорь Агафонович, — канючит отличник, — ну я вас очень прошу! — Ну, ладно, — смягчается Гога. — Вот вам еще задача. Если решите — ставлю два, а не решите — уходите с тройкой.
Что так, что эдак У Гоги Борачинского было очень слабое зрение, и он обычно читал, поднося написанное близко к глазам. Как-то раз он принимал задание по матанализу у группы студентов. Берет первую тетрадку, подносит к лицу, читает, через пять секунд откладывает: — Два! Берет вторую тетрадку, опять подносит, читает, через пять секунд: — Два! И так несколько раз подряд. Наконец, берет очередную тетрадку и долго изучает ее. Проходит пять минут, десять. — Да, в этом что-то есть, — задумчиво бормочет Гога, продолжая изучать тетрадь. — Игорь Агафонович, — доносится робкий студенческий голос, — вы тетрадку вверх ногами держите. Гога тут же переворачивает тетрадь, смотрит пять секунд: — Та же чушь! Два!
Ошибочка вышла Рассказывают, что однажды на экзамене Борачинский принял одного молодого преподавателя за студента и позвал отвечать. Тот ради смеха пошел. Гога долго его мучил и, в конце концов, решил поставить трояк. Давайте, говорит, вашу зачетку. Тут, наконец, преподаватель объяснил, кто он. Гога очень расстроился и в этот день экзаменов больше не принимал.
Договорились Еще одним знаменитым «злодеем» на Физтехе был проф. Беклемишев, читавший курс аналитической геометрии и линейной алгебры и впоследствии издавший по нему известный учебник. С ним и приснопамятным Гогой Борачинским связана такая история. Однажды они оба принимали экзамен в одной группе. И вот Гога, несмотря на свое слабое зрение, каким-то образом засек списывающего с учебника студента. Подбежав к нему, он тут же объявил: — Вы списываете, поэтому вам придется взять другой билет. Будете отвечать мне. Студент обреченно взял другой билет и вернулся на место. Этот билет он тоже не знал и снова достал книгу. На этот раз списывание заметил уже Беклемишев. — Так, — зловеще произнес он студенту-неудачнику, — вы списываете. Идите сюда, будете отвечать без подготовки. Тот на ватных ногах поплелся к Беклемишеву. Но тут неожиданно встрял Борачинский: — Постойте, это же мой студент. — Нет, — отрезал Беклемишев, — он списывал и будет отвечать мне. — Но я первый увидел, что он списывает, — не сдавался Гога. Студент, участь которого была предрешена, безропотно внимал их перепалке. В конце концов, алчущие крови преподы избрали компромиссный вариант — один проставил двойку в ведомость, а другой расписался.
Кто кого обидел В другой раз Беклемишев принимал экзамен у еще одной группы. Семинарист там был гораздо добродушнее Борачинского. Поэтому, увидев, что хорошая студентка попала к Беклемишеву, подошел к «Беку» и попросил: — Не обижайте ее пожалуйста, это хорошая студентка! — Хорошо, — ответил Беклемишев. Тем не менее, через несколько минут заплаканная девушка ушла с двойкой. Недоуменный семинарист опять подошел к «Беку»: — Как же так? Вы же обещали ее не обижать! — Это не я ее обидел, — развел руками Беклемишев. — Это Бог ее обидел!
Что дозволено Юпитеру Коль скоро речь зашла о Физтехе, не могу не вспомнить об одном любопытном способе приема экзаменов, использованном однажды знаменитым советским ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Ландау. И хотя Дау был физиком-теоретиком, он с детства любил решать заковыристые математические задачи (достаточно сказать, что уже в 4 года маленький Лев усвоил все арифметические действия и научился считать довольно сложные примеры), в том числе им же придуманные (об этом будет сказано далее, в разделе «Забавные формулы, теоремы, задачи...»). Поэтому присутствие нескольких забавных историй, связанных с Ландау, здесь вполне оправданно. В самом начале 1950-х годов Ландау должен был принимать экзамены у одной группы на Физтехе. По-видимому, в тот момент у него не было никакого желания это делать, и он решил радикально упростить стандартную процедуру. Войдя в аудиторию, где его уже ждали студенты, он без предисловий сказал: — Поднимите руки те, кто хочет получить за экзамен «три». Поднялось несколько рук. — Подойдите сюда, — сказал им Ландау и тут же поставил всем «тройки» в зачетки. Когда «счастливцы» покинули аудиторию, он обратился к остальным: — Теперь поднимите руки те, кто хочет получить «четыре». Опять несколько человек подняли руки. Ситуация повторилась, и еще одна группа студентов ушла с желанными оценками в зачетках. — Ну что же, — сказал Ландау, оглядев горстку оставшихся, — вы, стало быть, хотите получить «пять»? Студенты скромно потупились. — Ничего не поделаешь, — улыбнулся академик, — давайте ваши зачетки. И он быстро проставил всем отличные оценки. Весь экзамен занял пять минут. Эта удивительная история имела забавное продолжение. В начале 1970-х «способ Ландау» приема экзаменов решил возродить на Физтехе молодой доктор наук Г., ныне академик. Начиная экзамен в одной из групп, он точно так же обратился к студентам: — Поднимите руки желающие получить «три». И тут к его ужасу... вся группа подняла руки. В сильном смятении Г. побежал в учебную часть. — У меня проблема с экзаменом, — взволнованно обратился он к заведующей. — Я не знаю, что делать. И он пересказал ей ситуацию с экзаменом в своей группе. — Ну что я могу сказать, — развела руками заведующая, — вы — не Ландау... История умалчивает о том, поставил ли экзаменатор всем «тройки» или вернулся к обычной системе приема (и опять-таки выставил всем по «три балла»).
|
Реальный случай в одном из московских педвузов. Экзамен по математическому анализу. Студентка дает определение предела последовательности: — Число A называется пределом последовательности, если для любого эпсилон задом наперед... — Постойте! — изумленно перебивает ее экзаменатор. — Откуда вы взяли такое странное определение? Студентка ударяется в слезы: — Но так было на ваших лекциях! Вы сами так говорили! — Ну что вы, милочка! — смеется профессор. — Я говорил чуть-чуть иначе: «...для любого эпсилон, заданного наперед...».
(Из книги "Математики тоже шутят", автор: Федин Сергей)
|
Знакомая преподавательница рассказала мне историю со слов своей подруги, преподающей ныне в одном из университетов США. Принимая экзамен по математическому анализу у очень слабого студента, она предложила ему вычислить простенький предел: Студент оказался в затруднении. Тогда экзаменатор решила помочь бедолаге. — Смотрите, — сказала она, — чему равен этот предел: Ну а теперь попробуйте решить аналогичный пример: Сможете? — Да! — радостно воскликнул студент. — Я, кажется, понял, в чем тут дело! И он быстро написал следующее: (Из книги "Математики тоже шутят", автор: Федин Сергей) |
Экзамен по матанализу. Студентка бойко отвечает билет. Экзаменатор задремал... И вдруг его ухо улавливает неведомое ему слово «биргетит». Померещится же такое — думает экзаменатор, но сон уже не тот... Когда он снова слышит «биргетит» — сна как не бывало. — Что, что вы сказали?! — Биргетит. — А что это такое? — А вы сами так говорили, у меня все ваши лекции записаны. — Не может быть, покажите. Студентка достает конспект, открывает его и торжествующе тычет пальцем в латинское слово supremum— первая буква в нем больше похожа на рукописную б. |
Рассказывают, однажды на экзамене абитуриента попросили привести выражение для биномиальных коэффициентов Заглянув в шпаргалку и набрав побольше воздуха, абитуриент закричал: — Эн! Разделить на Ка! И на Эн минус Ка! — Тише, почему вы так кричите? — изумился экзаменатор. — Ну как же, здесь же расставлены восклицательные знаки... (Цит. по книге: Жуков А. В. Вездесущее число «пи». М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»/URSS, 2009.) |
На вступительном экзамене по математике абитуриент рассказывает аксиому о параллельных: — Через любую точку, не лежащую на данной прямой, можно провести одну прямую, параллельную данной, если проводить ее ровно. — Ровно?! — экзаменатор потрясен. — Откуда вы это взяли? — Из школьного учебника, — невозмутимо отвечает абитуриент. — Хотите, я вам покажу? Через минуту приносит книжку и показывает нужное место: «Через любую точку, не лежащую на данной прямой, можно провести ровно одну прямую, параллельную этой данной...» |
Однажды один студент попросил Джона фон Неймана (1903–1957) помочь ему вычислить какой-то интеграл. Немного подумав, тот дал ответ: «2π/5». — Но, сэр, — расстроился студент, — ответ я могу и сам посмотреть в конце задачника. Мне непонятно, как взять этот интеграл! — Хорошо, — ответил профессор, — дайте-ка я посмотрю еще разок. — После небольшой паузы он опять выдал: 2π/5. — Профессор, — студент был близок к отчаянию, — ответ я и сам знаю. Я не понимаю, как он получается! — Но, молодой человек, — искренне удивился фон Нейман. — Что Вы от меня хотите? Я решил вам эту задачу двумя разными способами! |
Один философ испытал сильнейшее потрясение, узнав от Бертрана Рассела, что из ложного утверждения следует любое утверждение. Он спросил: — Вы всерьез считаете, что из утверждения «два плюс два — пять» следует, что вы — папа римский? Рассел ответил утвердительно. — И вы можете доказать это? — продолжал сомневаться философ. — Конечно! — последовал уверенный ответ, и Рассел тотчас же предложил такое доказательство. 1. Предположим, что 2 + 2 = 5. 2. Вычтем из обеих частей по два: 2 = 3. 3. Переставим левую и правую части: 3 = 2. 4. Вычтем из обеих частей по единице: 2 = 1. Папа Римский и я — нас двое. Так как 2 = 1, то папа римский и я — одно лицо. Следовательно, я — папа римский. (Цит. по книге: Рэймонд М. Смаллиан. Как же называется эта книга? М., 1981.) |
Однажды, когда Норберт Винер (1894–1964) шел по территории университетского городка, его остановил студент, у которого был какой-то математический вопрос. Остановившись, Винер некоторое время обсуждал со студентом проблему. Окончив, он спросил у собеседника: — Когда вы меня поймали, я шел туда (и указал пальцем направление) или в другую сторону? — Вон туда. — Ага, значит, я еще не обедал. И математик продолжил свой путь в сторону столовой. |
Известный французский физик и математик Андре Мари Ампер (1775–1836) был невероятно рассеян. Однажды, выходя из своего дома, он мелом написал на двери: «Господа! Хозяина нет дома, приходите вечером». Вскоре Ампер вернулся обратно, но, увидев на двери эту надпись, снова ушел. Домой он пришел поздно вечером. |
Карл Фридрих Гаусс (1777–1855) не интересовался музыкой. Однажды его друг, тоже математик, но любивший музыку, повел его в концертный зал, чтобы послушать Девятую симфонию Бетховена. После окончания концерта друг спросил Гаусса о его мнении. — Ну и что это все доказывает? — ответствовал Гаусс. (Цит. по книге: Kutzler B. B. Mathematikerwitze & Mathematikwitze. 2006; перевод Ю. Фролова.) |
Известный немецкий алгебраист Эрнст Эдуард Куммер (1810–1893) очень плохо умел считать в уме. Если при чтении лекции ему надо было выполнить простенький расчет, он обычно прибегал к помощи студентов. Однажды ему надо было умножить 7 на 9. Он начал вслух рассуждать: — Гм... это не может быть 61, потому что 61 — простое число. Это не может быть и 65, потому что 65 делится на 5. 67 — тоже простое число, а 69 — явно слишком много. Остается только 63...
(Цит. по книге: Kutzler B. B. Mathematikerwitze & Mathematikwitze. 2006; перевод Ю. Фролова.) |
Однажды Евклида спросили: — Что бы ты предпочел — два целых яблока или же четыре половинки? — Четыре половинки, — ответил Евклид. — Но разве это не одно и то же? — Конечно, нет. Ведь выбрав половинки, я сразу увижу, червивые эти яблоки или нет. |
Законы математики, имеющие какое-либо отношение к реальному миру, ненадежны; а надежные математические законы не имеют отношения к реальному миру. Альберт Эйнштейн |