16:34 В МАИ на «Гагаринских чтениях» назвали лучшие работы конференции | ||
Ветер под расчётРабота победителя конкурса молодых учёных на «Гагаринских чтениях», выпускника МАИ и сотрудника МВЗ им. М. Л. Миля Максима Каргаева была посвящена учёту ветровых нагрузок при проектировании и эксплуатации лопастей несущего винта вертолёта. Рассматривалось воздействие ветра на вертолёт, находящийся на стоянке. — Во время эксплуатации винтокрылые аппараты, находящиеся в стояночном положении, часто подвергаются воздействию ветровых нагрузок разной интенсивности, — поясняет победитель конкурса. — Эти нагрузки могут приводить к повреждениям лопастей несущего и рулевого винтов вертолёта, а также связанных с ними единой силовой схемой агрегатов автомата перекоса и втулок, препятствуя возможности их дальнейшей эксплуатации. Ущерб от воздействия ветра на парк вертолётов может быть оценён сотнями тысяч долларов. Подобные поломки оказываются возможными из-за малой собственной жёсткости лопастей несущего винта, что делает их весьма чувствительными к ветровому нагружению. — Конструкторам при проектировании винтокрылых летательных аппаратов необходимо принимать меры по обеспечению защиты от воздействий ветрового потока, — отмечает Максим. — В ходе работ, получено и решено уравнение статической аэроупругости лопасти. Построено решение, позволяющее избегать необходимости прямого интегрирования исходного уравнения. Итоговые расчётные формулы даны в виде, удобном для численного определения положений точек упругой оси лопасти, углов наклона, изгибающих моментов (напряжений). Разработчику удалось получить расчётные формулы для определения критических скоростей ветрового потока однородных и неоднородных лопастей в зависимости от угла скольжения. Кроме того, для оценки характеристик устойчивости лопастей несущего винта вертолета под воздействием ветра предложен критерий — ветровой коэффициент лопасти. — Полученные результаты позволят решить несколько важных задач, — отмечает автор работы.— Во-первых, они смогут наиболее полно обеспечивать требования авиационных правил к прочности винта на наземные случаи нагружения. Во-вторых, можно будет проектировать лопасти несущего винта исходя из обеспечения необходимых, заранее заданных значений скорости ветра, безопасных для его эксплуатации. Кроме того, методика исследования технического состояния агрегатов несущего и рулевого винтов вертолётов на стоянке позволит основательней подходить к вопросу об отстранении комплектов лопастей от эксплуатации после воздействия на них штормового ветра. Помимо этого, эксплуатанты, пользуясь полученными расчётным путём данными и опираясь на сведения метеослужб, смогут своевременно принимать меры по обеспечению сохранности лопастей несущего винта, в случае превышения ожидаемых скоростей ветра их безопасных значений. Всюду сетиПонятия «интернета вещей» и «умного дома» у каждого на слуху. Однако далеко не все понимают, как это всё работает и какой жизнью живёт. А, между тем, за функционирование этой системы отвечает целый технологический пласт — беспроводные сенсорные сети. Именно этим разработкам посвящена работа студента МАИ Вячеслава Белкина, занявшая на конференции «Гагаринские чтения» второе место.
— На этом рынке не так уж много игроков, — отмечает Вячеслав. — Среди отечественных компаний их вообще можно по пальцам пересчитать. Я разработал программную платформу, которая в совокупности решает две задачи. Первая — это тулчейн для разработки приложений под семейство микропроцессоров MSP430 на Linux-подобных операционных системах. Вторая — стек коммуникационных протоколов. Именно он позволяет организовывать беспроводную сенсорную сеть. По словам Вячеслава, он работает над увеличением энергоэффективности датчиков в составе беспроводной сенсорной сети, а также над топологией самой сети. Разработчик пытается совместить древовидную, иерархическую топологию и ячеистую. — Конечно, я не первый, кто этот проект реализовывал, — отмечает Вячеслав. — Однако мой стек протоколов и тулчейн для разработки приложения обладает некоторой новизной и актуальностью на российском рынке. Это касается вопросов импортозамещения, ограничения использования зарубежных технологий в некоторых областях. На «гражданке» использование беспроводных сенсорных сетей открывает большие горизонты. Это не только интернет вещей и «умный» дом, но и наблюдательный помощник для управляющих компаний и компаний-застройщиков. Оптимальным решением этот вариант будет и для сферы платных парковок. — Во-первых, автовладельцы будут знать, где есть свободные места, — отмечает маёвец. — Во-вторых, можно мониторить своего четырёхколесного друга не выходя из дома благодаря установке датчиков в автомобиле и на столбах, которые находятся на парковке. Они ведь могут «общаться» между собой. Помимо гражданского применения, беспроводные сенсорные сети востребованы в военной сфере и космонавтике. Широкий жестТретье место на конкурсе выиграл проект разработки перспективных сверхширокополосных радиолокаторов. Разработкой самих устройств и созданием математических алгоритмов для их работы занимается инженер ЦНИРТИ им. академика А. И. Берга Марат Ашряпов вместе с доцентом кафедры 410 МАИ и директором Научно-исследовательского центра сверхширокополостных технологий МАИ Денисом Охотниковым.
— Сфера применения устройств сверхширокополосной радиолокации очень обширна, — отмечает Марат. — Например, радары можно применять при антитеррористических операциях, при чрезвычайных ситуациях, когда нужно оперативно найти человека под завалами. Кроме того, сверхширокополосные радары устанавливаются на беспилотники и пилотируемые летательные аппараты. По словам разработчика, вместе с коллегами они решили расширить область применения перспективных разработок до гражданского сегмента. Математический алгоритм, разработанный Маратом и заложенный в небольшое устройство, совместно с радаром, может распознавать жесты и преобразовывать их в команды. Таким образом, человек взмахом руки будет способен управлять бытовыми предметами в собственном доме. — Человек находится в зоне луча радара и делает движение рукой, — отмечает разработчик. — Отраженный эхо-сигнал фиксируется радаром. Затем предаётся в вычислительный модуль для сравнения с базой данных, в которой заложена эталонная сигнальная последовательность. При совпадении сигналов методом извлечения коэффициента корреляции выполняется привязанная к этому жесту команда. Зона действия луча радара — до 5 метров. Система сможет распознать внушительное число жестикуляций. Кстати, изначально систему планировали создать для распознавания жестикуляции глухонемых людей. — Эту систему удалось реализовать в завершённом макете, начиная с алгоритма обработки сигналов и заканчивая устройством сверхширокополосного радара, — отмечает разработчик. — За два года мы успели разработать алгоритм, смоделировать его работу, и перенести в программную часть. На тот момент уже был изготовлен первый образец устройства — сверхширокополосный радиолокатор, разработанный в НИЦ СШП МАИ. После сопряжения программной архитектуры и аппаратной части были получены первые успешные результаты, некоторые из которых легли в основу доклада. Сейчас проект дорабатывается в области программной части для повышения качества распознавания. Кстати, на конкурсе Марат продемонстрировал прототип системы. По его словам, в дальнейшем планируется серийный выпуск таких приборов.
| ||
|
Всего комментариев: 0 | |