10:38 В российском высшем образовании сложилась новая реальность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования. Мониторинг проводится Высшей школой экономики и Яндексом при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора. Он включает только те вузы, где критерием зачисления является результат ЕГЭ абитуриента или приравненный к ним результат выступления на олимпиаде школьников. Это позволяет сопоставлять вузы и направления между собой, выстраивать рейтинги качества приема. Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы, так как это наиболее простой и в то же время комплексной показатель репутации и востребованности вуза в целом и конкретной образовательной программы.Результаты мониторинга позволяют выявить тенденции в поступлении сразу в нескольких разрезах: по регионам, по направлениям подготовки, по соотношению стоимости программ и качества их абитуриентов. Количественные и качественные показатели работы системы высшего образования — позитивныКак отметил Михаил Котюков, общий прием в российские вузы (бакалавриат, специалитет и магистратура) по сравнению с 2017 годом увеличился примерно на 6 тыс. человек и составил 1 млн. 148 тыс. человек. «В рамках госзадания, или как традиционно принято говорить “на бюджет”», зачислены 528 тыс. человек, это плюс 12,5 тыс. к уровню прошлого года. Мы можем говорить уверенно, что вопрос доступности высшего образования сохранен, даже ситуация с показателями улучшается. Если сравнивать эти цифры с количеством выпускников 11-х классов школ, то это примерно 57%. Достаточно высокий показатель», — сообщил Михаил Котюков. Он также напомнил, что средний балл ЕГЭ у поступивших в 2018 году составил 69,1. Наибольший конкурс был зафиксирован среди поступающих на «Фундаментальную медицину», «Экономику и управление», «Сестринское дело». Наименьший интерес у абитуриентов вызывают «Сельское хозяйство», «Рыбное хозяйство», «Физкультура и спорт», «Музыкальное искусство». По мнению министра, необходима дополнительная работа для формирования у абитуриентов понимания привлекательности различных направлений подготовки на рынке труда: какие из них востребованы, какие возможности для самореализации будут предоставлены. В целом, заявил Михаил Котюков, «количественные показатели работы системы образования имеют позитивную динамику, качественные показатели тоже характеризуются достаточно позитивно». Крупнейшие вузы России: с учетом платного приема и филиалов их состав выглядит непривычноТаков один из ключевых выводов Мониторинга качества приема в вузы — 2018, отметил Ярослав Кузьминов. «Диплом у всех — бюджетных и платных студентов, выпускников головного вуза и филиалов — одинаковый. Представление о «мощности» вуза и отношение к его диплому определяется, таким образом, всей совокупностью его студентов и выпускников», — уточнил он. По итогам мониторинга самым крупным вузом страны оказывается Российская академия народного хозяйства и гос. службы, имеющая 38 филиалов в половине регионов России. Второе место занимает НИУ ВШЭ, работающий в 4 городах, 3 и 4 места поделили два федеральных университета — Казанский и Уральский, на пятом — МИРЭА — Российский технологический университет, так же, как и федеральные университеты, созданный на базе объединения нескольких крупных вузов. МГУ занимает теперь шестое место по размеру приема, Бауманка — седьмое. СПбГУ на 20-м месте. Крупнейшие вузы
|
Бюджетный и платный прием |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Крупнейшие вузы |
По вузу в целом (головной + филиалы) |
По головному |
По филиалам |
|||
Наименование вуза |
Зачислено, чел. |
Ср. балл |
Зачислено, чел. |
Ср. балл |
Число филиалов |
Ср. балл |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва |
11588 |
66,4 |
3401 |
71,7 |
38 |
64,2 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва |
8811 |
84,9 |
6452 |
86,1 |
3 |
81,1 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
7360 |
70,5 |
6265 |
71,5 |
2 |
63,2 |
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина |
6114 |
69,8 |
6011 |
69,9 |
2 |
60,7 |
МИРЭА - Российский технологический университет |
5928 |
64,0 |
5731 |
64,4 |
2 |
53,6 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
5681 |
84,8 |
5563 |
85,0 |
1 |
73,2 |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана |
5171 |
73,5 |
4056 |
77,4 |
2 |
59,1 |
Сибирский федеральный университет |
4890 |
65,0 |
4571 |
65,5 |
3 |
59,1 |
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва |
4709 |
71,3 |
2939 |
76,0 |
13 |
63,1 |
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону |
4384 |
57,7 |
3864 |
58,5 |
5 |
51,4 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
4371 |
75,5 |
4347 |
75,6 |
1 |
61,6 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва |
4355 |
74,1 |
3171 |
76,6 |
17 |
67,1 |
Кубанский государственный университет, г. Краснодар |
4209 |
69,2 |
3852 |
69,7 |
4 |
63,5 |
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского |
3977 |
64,6 |
3483 |
64,9 |
4 |
61,6 |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
3700 |
70,8 |
3424 |
71,6 |
3 |
61,3 |
Дальневосточный федеральный университет |
3584 |
67,0 |
3147 |
67,5 |
4 |
62,8 |
Тюменский государственный университет |
3517 |
65,4 |
2901 |
65,1 |
3 |
67,2 |
Воронежский государственный университет |
3378 |
67,4 |
3302 |
67,5 |
1 |
58,6 |
Российский университет дружбы народов, г. Москва |
3330 |
68,5 |
3221 |
68,6 |
1 |
64,4 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
3211 |
87,0 |
3211 |
87,0 |
0 |
нет |
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск |
3154 |
61,0 |
2886 |
61,3 |
3 |
57,8 |
Новосибирский государственный технический университет |
3116 |
67,2 |
3116 |
67,2 |
0 |
нет |
Бюджетный и платный прием |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Крупнейшие вузы |
По вузу в целом (головной + филиалы) |
По головному |
По филиалам |
|||
Наименование вуза |
Зачислено, чел. |
Ср. балл |
Зачислено, чел. |
Ср. балл |
Число филиалов |
Ср. балл |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва |
11588 |
66,4 |
3401 |
71,7 |
38 |
64,2 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва |
8811 |
84,9 |
6452 |
86,1 |
3 |
81,1 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
7360 |
70,5 |
6265 |
71,5 |
2 |
63,2 |
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина |
6114 |
69,8 |
6011 |
69,9 |
2 |
60,7 |
МИРЭА - Российский технологический университет |
5928 |
64,0 |
5731 |
64,4 |
2 |
53,6 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
5681 |
84,8 |
5563 |
85,0 |
1 |
73,2 |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана |
5171 |
73,5 |
4056 |
77,4 |
2 |
59,1 |
Сибирский федеральный университет |
4890 |
65,0 |
4571 |
65,5 |
3 |
59,1 |
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва |
4709 |
71,3 |
2939 |
76,0 |
13 |
63,1 |
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону |
4384 |
57,7 |
3864 |
58,5 |
5 |
51,4 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
4371 |
75,5 |
4347 |
75,6 |
1 |
61,6 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва |
4355 |
74,1 |
3171 |
76,6 |
17 |
67,1 |
Кубанский государственный университет, г. Краснодар |
4209 |
69,2 |
3852 |
69,7 |
4 |
63,5 |
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского |
3977 |
64,6 |
3483 |
64,9 |
4 |
61,6 |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
3700 |
70,8 |
3424 |
71,6 |
3 |
61,3 |
Дальневосточный федеральный университет |
3584 |
67,0 |
3147 |
67,5 |
4 |
62,8 |
Тюменский государственный университет |
3517 |
65,4 |
2901 |
65,1 |
3 |
67,2 |
Воронежский государственный университет |
3378 |
67,4 |
3302 |
67,5 |
1 |
58,6 |
Российский университет дружбы народов, г. Москва |
3330 |
68,5 |
3221 |
68,6 |
1 |
64,4 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
3211 |
87,0 |
3211 |
87,0 |
0 |
нет |
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск |
3154 |
61,0 |
2886 |
61,3 |
3 |
57,8 |
Новосибирский государственный технический университет |
3116 |
67,2 |
3116 |
67,2 |
0 |
нет |
Топ-25: лидеры по качеству бюджетного и платного приема совпадают
В топ-25 вузов по качеству платного приема 2018 года (численность приема — более 50 человек) вошли 13 вузов Москвы, 5 вузов Санкт-Петербурга, по одному вузу из регионов с крупными университетскими центрами.
Корреляция качества бюджетного и платного приема очень высока (83,3%).Так, МФТИ, МГИМО, НИУ ВШЭ в Москве, СПбГУ, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, занимающие первые пять мест в рейтинге по качеству бюджетного приема — 2018, занимают соответствующие места и по качеству платного приема.
Место в рейтинге по приему |
Вуз | Бюджетные места | Платные места | Средневзв. стоим. обучения | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Бюджет (300+) |
Платное | Ср. балл ЕГЭ | Зачислено, чел. | Ср. балл ЕГЭ | Зачислено, чел. |
||
1 | 1 | Московский физико-технический институт | 96,4 | 810 | 86,3 | 270 | 250 000 |
2 | 2 | Московский государственный институт международных отношений | 95,3 | 399 | 82,6 | 840 | 534 232 |
3 | 3 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 94,6 | 2014 | 82,3 | 4438 | 404 535 |
4 | 4 | Санкт-Петербургский государственный университет | 91,8 | 1932 | 79,7 | 1279 | 276 806 |
5 | 5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 90,5 | 469 | 78,8 | 899 | 285 539 |
6 | 7 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 90,3 | 569 | 75,8 | 97 | 249 222 |
Данные приводятся по результатам Мониторинга качества приема (выборка не включает творческие вузы и вузы силовых ведомств)
Эффект репутации
Это отражает «эффект репутации» ведущих вузов. Во-первых, их выпускники, как правило, выделяются работодателями как те, кто гарантированно или с большей вероятностью, чем другие, имеет необходимые для работы профессиональные знания и креативные способности. Во-вторых, средний заработок выпускников этих вузов в первые 3 года работы в среднем превышает средний уровень на 20-30%. Соответственно, семьи абитуриентов принимают решение о том, что они могут инвестировать в высокое качество образования, рассчитывая, что будущая карьера и доходы студентов окупят затраты их семей.
Многие абитуриенты, которым не хватило баллов для поступления на бюджетное место в вуз из топ-10, предпочитают поступить на платное место в этом вузе, отказываясь от бюджетных мест в следующих десяти по рейтингу качества приема вузах. При этом топ (группу «высокой репутации») могут составлять от 2-3 до 15 вузов по направлению.
Характерные примеры
Направление «Математика». Средний балл ЕГЭ на платные места в вузах топ-10 (79,4) практически равен среднему баллу ЕГЭ на бюджетные места (81,8) в вузах, занимающих 11-20 места. При этом около 700 человек выбирают платное обучение в топ-10 (в среднем 325,4 тысяч рублей в год).
Направление «Физика». По этому направлению Физтех и ВШЭ имеют у студентов-платников 87 и 84 балла, что соответствует бюджетному набору таких ведущих вузов, как МГТУ им. Баумана (85 баллов), МИСИС (83 балла) и Питерский Политех (81 балл).
Доля платных студентов в головных вузах устойчиво растет
При прочих равных условиях это предполагает рост качества их обучения.
На бюджетные места в 2018 году по конкурсу ЕГЭ зачислена 291 тыс. чел., на платные — 200 тыс. чел. Из них примерно 20 тыс. чел. — в филиалы вузов, 1 тыс. — в частные вузы на бюджетные места, 12 тыс. — в частные вузы на платные места.
С 2011 года доля платного набора в головных вузах и крупных филиалах постепенно растет — с 25,7% до 39,9%. В первую очередь это происходит за счет педагогических направлений (с 10% в 2011 году до 31% в 2018 году), гуманитарных направлений (с 47% до 69%), направлений, связанных с информатикой (с 7% до 27%).
Снизилась доля платного приема на направлениях, связанных с сельским хозяйством (с 7,9% до 4,5%). Незначительно выросла и осталась небольшой доля платного приема на технических направлениях (с 7,2% до 13,8%). Незначительно выросла и осталась высокой доля платного приема на социально-экономических направлениях (с 56,2% до 71,7%).
Распределение всех зачисленных на бюджетные и платные места по группам направлений
Рост платного приема в наблюдаемой группе вузов в основном основан на уходе с рынка двух категорий: а) множества негосударственных вузов и коммерческих филиалов государственных вузов и б) непрофильных, не обеспеченных кадрами образовательных программ государственных вузов с преимущественно платным приемом. Работа Рособрнадзора и Минобрнауки в этом отношении, таким образом, не только ограничила некачественное образование, но и укрепила финансовое положение вузов с качественными программами.
Другой фактор роста связан с перераспределением госзадания с экономистов, юристов, менеджеров на инженерные и информационные направления. Неудовлетворенный спрос на эти социально-экономические направления перешел на платные места оставшихся на рынке программ более высокого качества.
Стоимость обучения
В 2018 году в среднем по России стоимость обучения в вузе составляет 139 тыс. рублей в год. Это примерно соответствует среднему бюджетному финансированию вузов в расчете на студента (с учетом «сдвига» платного приема на относительно менее капиталоемкие направления). Таким образом, последовательная политика Минобнауки России, направленная на выравнивание цены платного и бюджетного студента для вузов, привела к желаемому результату.
Количество филиалов и негосударственных вузов резко сократилось
Качество оставшихся практически не отличается от головных вузов соответствующих регионов.
В последние 6 лет Минобрнауки России и Рособрнадзор проводили активную работу по «расчистке» рынка высшего образования от программ низкого качества. Повышались требования к государственной аккредитации образовательных программ, закрывались слабые филиалы (как правило, не имевшие собственных педагогических кадров, не говоря уже о научно-лабораторной базе). Шел процесс выхода с рынка негосударственных вузов с аналогичными характеристиками. В результате с 2011 по 2017 год сеть филиалов государственных вузов сократилась на 54,1% (а с 2005 — на 73,7%); сеть государственных вузов — на 21,1%. Число негосударственных вузов сократилось на 40,4%, а их филиалов — на 71,2%.
«В результате мы получили то, что можно смело назвать новой реальностью российского высшего образования. Его среднее качество заметно выросло,«красный хвост» вузов и программ, ориентировавшийся на школьных троечников и на облегченное прохождение университетского курса, сократился в несколько раз, — рассказал Ярослав Кузьминов. — С другой стороны, сохранившиеся негосударственные вузы и филиалы в 2018 году практически ничем не отличаются по качеству от головных вузов соответствующих регионов. На платных местах в головных вузах, филиалах и частных вузах качество приема почти идентично — 62,4, и 61,6, 61,4 балла соответственно.
Сегодня и филиалы, и негосударственные вузы достаточно равномерно представлены во всех группах по качеству, как и головные вузы. Два «чемпиона» — Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ и казанский негосударственный вуз Иннополис — входят в группу вузов, где средний балл бюджетных (в Иннополисе — квазибюджетных) студентов превышает 90 баллов при приеме больше 100 человек. Таких вузов в России всего восемь.
На бюджетные места в головные вузы, имеющие филиальную сеть, поступают несколько более подготовленные студенты, чем в их филиалы, но разница невелика (в головных вузах средний балл — 69, в филиалах — 65,2).
Важно отметить, что Минобрнауки России обеспечило с 2012 года равное участие негосударственных вузов в конкурсе на государственное задание. В 2019 году негосударственные вузы проводили конкурсы на 1094 бюджетных места. Средний балл зачисленных на бюджетные места негосударственных вузов — 71,6. Этот показатель даже выше, чем в среднем у головных вузов, что объясняется небольшим количеством бюджетных мест на соответствующих программах и высоким спросом на соответствующие направления (экономика, право, менеджмент, международные отношения и пр.) у абитуриентов.
В высшем образовании налицо структурные проблемы
Анализ качества приема по укрупненным группам направлений выявил серьезные структурные проблемы, отметил Ярослав Кузьминов.
С одной стороны, выделяются направления с явно избыточным относительно спроса числом бюджетных мест. Это «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», многие технологические направления. Больше половины бюджетных места по стране заняты «троечниками», а платные — абитуриентами с рекордно низкими показателями по баллам ЕГЭ для поступления.
«Видно, что политика «примем побольше инженеров и технологов», ориентировавшаяся на увеличение бюджетных мест по актуальным для экономики страны специальностям «с запасом», без оглядки на качество приема (а во многих случаях и на платежеспособный спрос предприятий соответствующих отраслей), не привела к положительным результатам, — считает ректор НИУ ВШЭ. — Если студенты видят, что рабочие места есть в лучшем случае для каждого второго-третьего из них, что зарплата, на которую их готовы приглашать предприятия, — низкая, они слабо заинтересованы в учебе и это, в свою очередь, демотивирует даже лучших из них. В свою очередь, на это реагируют абитуриенты следующих лет — возникает своеобразный мультипликатор низкого качества».
Противоположная ситуация по ряду социальных и гуманитарных направлений. Здесь явно недостаточно бюджетных мест по сравнению со спросом даже самых сильных абитуриентов. Например, на «Востоковедение» по всей стране — 629 мест, на Рекламу и связи с общественностью — 778 мест. В результате платный прием многократно превосходит бюджетный и включает очень сильных абитуриентов (80+ баллов по ЕГЭ), которые на других направлениях заведомо попадали бы на бюджет.
Таким образом, считает Ярослав Кузьминов, напрашивается предложение о маневре бюджетными местами: желательно увеличить бюджетный прием на направления той группы, где мало бюджетных мест и много платных мест с высоким качеством приема, за счет их сокращения на группы направлений, где очень много бюджетных мест и почти нет платного приема.
Бюджетные места распределены по вузам неэффективно
В 81% вузов есть направления, на которых количество бюджетных мест не превышает 25 (даже на укрупненную группу направлений). В общей сложности таких направлений (укрупненных групп) — 47% по всем вузам.
Между тем только на 16% программ из этих укрупненных групп с бюджетным приемом меньше 25 человек вузам удалось набрать больше 25 человек на платные места.
Ярослав Кузьминов напомнил, что штатный состав преподавателей вузов оптимизирован под соотношение «преподаватель-студент» 1 к 12. То есть на группу из 25 студентов вузу оплачиваются две преподавательские ставки, при том, что среднее число изучаемых в год предметов — 8. Это ведет к крайне негативным явлениям, когда один преподаватель читает 3-4 совершенно разных курса, по которым он не только не ведет научной работы, но даже не имеет возможности знакомиться с новыми научными публикациями. Ректор НИУ ВШЭ предложил реализовать ограничение, о которым эксперты говорят уже 15 лет. По группам направлений, где бюджетный прием по стране превосходит 5 тысяч человек, минимальный размер контрольных цифр приема по направлению не может быть ниже 50, а по всем остальным — ниже 25 мест. Вуз, который получает такое государственное задание, по крайней мере имеет финансовую возможность собрать коллектив преподавателей, включающий специалистов по всем основным предметам образовательной программы.
Всего комментариев: 0 | |