23:03 МГУ им.Ломоносова, Мехмат |
В настоящее время факультет объединяет 25 кафедр (16 – на отделении математики и 9 – на отделении механики) и 15 научно-исследовательских лабораторий: теории вероятностей, математико-экономического моделирования, больших случайных систем, математической статистики, логических проблем информатики, вычислительных методов, компьютерного моделирования, компьютерных методов в естественных и гуманитарных науках, волновых процессов, прикладного математического анализа, теоретической кибернетики, математического обеспечения имитационных динамических систем, управления и навигации, деформируемых сред, механики и диагностики биокомпонентов, геометрических методов математической физики. В составе факультета около 350 профессоров, доцентов, ассистентов и научных сотрудников. Несколько десятков докторов наук, профессоров и ведущих научных сотрудников из различных институтов РАН работают на факультете по совместительству. На факультете обучается около 2000 студентов и 450 аспирантов. Выпускники факультета получают квалификацию специалиста по специальностям: «Математика. Прикладная математика» и «Механика. Прикладная математика». Срок обучения – 5 лет (с 2011 г. - 6 лет), специализация по кафедрам начинается с 3-го курса. Факультет готовит специалистов широкого профиля в области математики, механики и прикладной математики, владеющих как теоретическими знаниями, так и техникой научного эксперимента. Сотни специальных курсов по новейшим вопросам математики и механики, читаемых крупнейшими учеными, и семинаров под их руководством обеспечивают студентам возможность углубленного изучения и последующей самостоятельной работы в любом из направлений математики или механики. С конца 1930-х гг. факультет является одним из ведущих мировых центров подготовки специалистов, а также научных исследований в области математики и механики. Здесь велись определившие лицо математики и механики ХХ века изыскания в области: теории чисел (Б.Н. Делоне, А.Я. Хинчин, Л.Г. Шнирельман, А.О. Гельфонд),
Ученые Московского университета приняли активное участие в Первом (Харьков, июнь 1930 г.) и Втором (Ленинград, июнь 1934 г.) всесоюзных съездах математиков, во Всесоюзных конференциях по аэродинамике (первая прошла в Москве в мае 1931 г.), по гидродинамике (первая также прошла в Москве в ноябре 1932 г.) , по прочности авиационных конструкций. В мае 1934 г. Научно-исследовательский институт математики и механики провел Международную конференцию по тензорной дифференциальной геометрии и ее приложениям (в ее работе приняли участие 22 зарубежных математика, среди которых крупнейшие в мире специалисты-геометры). В сентябре 1935 г. на факультете прошла Международная конференция по топологии, на которой было прослушано 45 докладов, из которых 13 было сделано советскими участниками (П.С. Александровым, Л.С. Понтрягиным и др.). В декабре 1935 г. под руководством П.С. Александрова была проведена Первая математическая олимпиада для школьников. Так начиналось движение школьных олимпиад, принявшее в ХХ веке международный размах.
Довузовская подготовка На Малом мехмате работают кружки для школьников 1–11 классов. Занятия кружков проходят по субботам с сентября по декабрь и с февраля по май. Занятия бесплатные. Традиционно любой желающий школьник мог прийти на Малый мехмат и участвовать в любом кружке, начиная с любого занятия. Мы стараемся сохранить эту традицию. Однако число желающих быстро растёт с каждым годом, поэтому нам пришлось ввести обязательную предварительную регистрацию (для всех вновь приходящих школьников, в том числе занимавшихся в предыдущие учебные годы), а также конкурсный отбор в некоторые кружки. Занятия кружков ведут студенты, аспиранты и преподаватели механико-математического факультета Московского университета, а также других факультетов МГУ и высших учебных заведений математического и смежных направлений, аспиранты и научные сотрудники академических институтов, работники наукоёмких производств, деятели кружково-олимпиадного движения. На кружках Малого мехмата школьники знакомятся с интересными математическими задачами, приучаются к логически строгим рассуждениям, постигают красоту и гармонию математики. Тематика кружков весьма разнообразна и, как правило, почти не связана со школьной программой по математике. В 5–8 классах решаются задачи на такие классические «кружковые» темы, как принцип Дирихле, раскраски, инварианты, делимость, логика, комбинаторика, индукция, графы и т.п. Занятия для 5–8 классов проводятся в группах по 15–30 человек. Каждый школьник получает листок с задачами, решает их и обсуждает с преподавателем индивидуально. В каждой аудитории одновременно присутствуют несколько преподавателей. Ключевые задачи разбираются у доски. Тексты листков представлены на нашем сайте: прошлых лет — в архиве, текущие — по классам в разделе «Материалы занятий» (см. слева). Сказанное выше относится к «традиционным» кружкам Малого мехмата для 5–8 классов: они представлены в разделе «Расписание» в таблице сверху. Занятия кружков, представленных в таблице снизу, устроены несколько иначе. Выяснить точно, какой из кружков подходит именно вам, можно только поучаствовав в занятиях. Для старшеклассников (9–11 классы) читаются популярные лекции по математике и проводятся занятия кружков (познакомиться с преподавателями кружков и выбрать понравившийся можно на презентации всех кружков в начале первого занятия). Лекции и кружки разнесены по времени, таким образом, у школьников 9–11 классов есть возможность посетить в один день и лекцию, и занятие кружка. Каждая лекция посвящена отдельной теме, как правило, никак не связанной ни с темами остальных лекций, ни с занятиями кружков. Иногда речь может идти о весьма трудных идеях и результатах, однако предварительных знаний, выходящих за рамки школьной программы, для понимания материала лекций не требуется. Лекции читаются ведущими учеными и педагогами Москвы и открыты для всех желающих. С аннотациями всех прочитанных ранее лекций и анонсами ближайших вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Лекции». Как правило, школьники, заинтересовавшиеся математикой, после одного-двух лет занятий на Малом мехмате поступают в математические классы и школы и продолжают там изучать математику. Малый мехмат не ставит перед собой цели подготовки к вступительным экзаменам. |
|
Всего комментариев: 0 | |