ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Главная » 2016 » Сентябрь » 16 » Системный администратор - кто он?
01:14
Системный администратор - кто он?

Системный администратор - кто он?


Попробуем детализировать it-сферу в разрезе специальностей. Что может первое прийти в голову на тему it-специальностей? Самое-самое, что лежит на поверхности сознания? Конечно же - системный администратор. Поговорим сегодня о сисадминах!
 
Последняя пятница июля – особенный день для системного администратора. Или, во всяком случае, должен быть особенным. Потому что этот день считается профессиональным праздником - международным днем системного администратора, хотя, возможно, не все профессионалы о нем знают. Поздравлять в этот день можно не только сисадминов, но и вебмастеров, администраторов телефонных станций, администраторов баз данных и почтовых серверов, а также системных программистов. В общем и целом, это те люди, которые «не дают колесам фирмы остановиться». 
 
 Профессия сисадмина настолько распространена и востребована, что о представителях ее складывают не только анекдоты, но и легенды, мифы, песни и даже молитвы...
И все-таки, кто такой этот загадочный маг и чародей - системный администратор?
 
Проще говоря, это специалист по решению компьютерных проблем. Основная обязанность сисадмина – умение «с нуля» построить и наладить работу корпоративной сети, установить необходимую операционную систему (ОС), настроить программное обеспечение (ПО). Для этого он должен иметь опыт администрирования сетей в различных ОС (Windows, семейства *nix, Novell), знать MS Windows 98, 2000 Professional, XP, офисные программы MS Office, специальные программы, необходимые сотрудникам фирмы (бухгалтерские, для верстки и т.д.).
 
Он поддерживает работоспособность электронной почты, интернета, удаленного доступа, видеоконференцсвязи, обслуживает офисные АТС, оптимизирует работу серверов и существующих баз данных (например, Postgres, Oracle), программирует в рамках SQL и т. д.
 
Впрочем, его обязанности во многом зависят от размера компании-работодателя. В крупном холдинге, бизнес которого основан на IT-технологиях, не будут экономить на специалистах, здесь трудится не один сисадмин, а целый IT-отдел, и у каждого сотрудника свой участок работы. Один прокладывает, администрирует и поддерживает работу сетей, другой настраивает и оптимизирует базы данных (БД), третий целиком занят программированием, четвертый отвечает за информационную безопасность, устанавливая антивирусы и защиту от вторжения.
 
Другое дело небольшие фирмы, которым невыгодно набирать штат сисадминов, чтобы обслуживать пару десятков ПК. Они предпочитают заполучить универсала, который смог бы собрать компьютер, наладить небольшую локальную сеть, установить и удалить программы, поменять картридж в принтере и даже заняться продвижением сайта компании.

Консультирование и техническая поддержка пользователей - еще одна задача сисадмина. Проблемы, которые приходится решать каждый день, самые разные: от просьбы посмотреть, почему мышка не катается, до настройки слетевших программ. Именно к сисадмину стекаются все вопросы сотрудников по работе ПК, телефонов, электронной почты, интернета и пр.
 
Он должен научить неопытных «юзеров» выполнять операции с файлами и текстовыми документами, работать с основными пользовательскими программами (Windows XP, Word, Excel, Outlook, Internet), особенно если он установил их новые версии. Такая просветительская работа на руку самому системщику: чем больше знает пользователь ПК, тем вероятнее, что он проверит носитель на вирусы и корректно выключит машину после работы.
 
Эти рутинные заботы занимают весь рабочий день сисадмина. Даже тогда, когда основная работа сделана и сеть отлажена, происходят мелкие поломки или нужно завести корпоративный почтовый ящик новому сотруднику, подключить его к сети и обеспечить правами доступа к нужным файлам и папкам.
 
Через сисадмина проходит вся компьютерная информация, в том числе и переписка пользователей. Иногда системщик обрабатывает ее вручную или с помощью программ, отслеживающих определенные слова. Нужно это как для сохранения коммерческой тайны и предотвращения утечки информации, так и защиты от спама, «забивающего» почту пользователей. Интересно, что сотрудники часто не подозревают, что их письма могут читаться, но если подумать: кто заводит ящик и говорит пароль доступа? Правильно, сисадмин.
 
 Помимо решения ежедневных насущных проблем сисадмин проводит ежемесячную профилактику оборудования, чтобы предотвращать серьезные неполадки в работе системы: проверяет работоспособность ПК, архивирует данные и создает резервные копии, очищает от пыли и проводит антивирусную проверку.
 
Кроме настройки программ от сисадмина требуется уверенное знание «железа» на уровне технического специалиста, чтобы он мог заменять комплектующие, делать «апгрейд» ПК, диагностировать, собирать, ремонтировать и настраивать компьютеры. Ведь даже новое оборудование может выходить из строя, тем более что большинство дефектов проявляется только после нескольких месяцев пользования.
 
Поэтому сисадмин должен разбираться в основных узлах системного блока (процессор, системная плата, оперативная память, жесткий диск, видеокарта и т.д.), разнообразных периферийных устройствах (клавиатура, монитор, мышь, принтер, модем, сканер, источник бесперебойного питания и др.) – насколько они совместимы друг с другом, можно ли заменить их на аналогичные без потери надежности работы.
 
Он должен отличать проблему технического характера от неполадок в работе программ, чтобы точно знать, в чем дело, если «глючит» видеоадаптер или жалобно пищит CD-ROM.
 
Если организация собирается провести плановую замену оборудования, то системный администратор (или весь отдел автоматизации) прорабатывает техническое задание на закупку, составляет план технического обслуживания – характеристики компьютеров, мониторов, серверов, всего периферийного оборудования (от мышек до копировальных аппаратов). Необходимо учесть многие параметры, чтобы, с одной стороны, сэкономить фирме средства, потраченные на модернизацию, с другой – обеспечить работоспособность новой техники.
 
Совершенствовать свои навыки придется и по необходимости: может случится так, что обычные приемы не сработают или оборудование и программы настолько устареют, что потребуется модернизация.

Как стать системным администратором?

Недавно мне попался на глаза вот такой интересный план подготовки настоящего сисадмина:

Первый курс:
Изучение принципиальных схем и принципов работы чайников, кофеварок, кофемолок, телевизоров, телефонов сотовых и обычных, теория и практика работы с паяльником, упражнения с паяльником в движении и в строю, практические ночные занятия с осциллографом, разборка и –сборка компьютера любой конфигурации на время из любых доступных деталей (где украдешь недоступные, преподавателей не волнует).
Обязательная физическая подготовка: бег по лестницам и пересеченной местности с полной выкладкой (системник, блок питания, монитор, ноут, 2 мышки, клава, 55 дисков, 100 м витой пары, коннекторы, инструмент обжимной и на всякий случай шанцевый), ползание по-пластунски в ограниченном пространстве.

Второй курс:
Dos, Windows, Unix, Linux, OS/2, FreeBSD изнутри и снаружи. Установка, настройка, создание серверов и рабочих станций, создание индивидуальных рабочих мест и глобальных офисных систем, единых бухгалтерий по всему миру и локальных подземных командных центров, автоматизация биржевых обменов и систем спутникового слежения, системы защиты информации и в случае несанкционированного доступа автоматического адекватного ядерного возмездия. Изучение всех созданных и перспективных офисных приложений, имеющихся и возможных в будущем бухгалтерских и банковских программ, решение прикладных задач по налогообложению, трудовому и уголовному законодательству. Компьютерный и экономический шпионаж и контршпионаж. Зачет по знанию портов при условии обязательного похмелья и трехсуточного бодрствования.
Допуском на экзамены служит наличие сертификата от Гейтса и поздравление с днем рождения от Торвальдса.

Третий курс:
Программирование на возможных (созданных и перспективных) языках. Создание домашних страничек, сайтов и порталов, программ управления банками и атомными электростанциями, холодильниками и электробритвами. Принимается экзамен в устной форме, экзаменуемый разговаривает на языке программирования (по выбору преподавателя). Для оживления экзамена рекомендуется использовать чертежи и наброски, выполненные в Авто-, Мат-, Архи-кодах, раскрашенные в кореле и фотошопе и, желательно, анимированные как минимум в трехразных 3D приложениях в качестве практического задания на тему объектно-ориентированного программирования.

Четвертый курс:
Теоретическая и прикладная психология (знать Карнеги как устав!), лингвистика общая и специальная (все виды сленга и арго, феня, Албанский, эльфийский, орочий и бухгалтерский языки), теория и практика педагогики, методики обучения, возрастная психология, психология власти, психология толпы, практический гипноз и измененные состояния сознания.

Пятый курс:
Магия, колдовство, шаманизм, астрология и эзотерика, углубленное изучение начертательной, рунической, ритуальной магии. Теология и некромантия. Навыки допроса и пыточного дела. Зачетный ритуал вокруг сервера и допрос мертвого немого пользователя.
 
В чем-то они правы, если вдуматься!
 
Существует много различных путей подготовки себя к этой нелегкой миссии во вселенной.
 
Многие сегодняшние квалифицированные системщики начинали свою работу с увлечения: починили компьютер соседу, настроили программу коллеге, помогли собрать ПК для нужд офиса и т.д. Со временем эти навыки переросли в профессиональные обязанности.
 
Следующая ступень - краткосрочные курсы с программами обучения от базовой компьютерной подготовки и настройки офисных и домашних компьютеров до администрирования сетей и разработки инфраструктуры служб каталогов.
 
И если все складывается в пользу серьезного желания освоить профессию, следующий основательный шаг - высшее техническое образование.
 
Технические вузы предлагают четыре специальности, наиболее соответствующие профессии системного администратора:
 
- «Автоматизированные системы обработки информации и управления (АСОИУ)». Эту специальность ввели в свои учебные планы два десятка столичных вузов, среди них: МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского (РГТУ), Московский институт стали и сплавов (МИСиС), Российский государственный социальный университет (РГСУ).
 
- «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети (ВМСС)». Профессионалов в этой области готовят около десяти вузов: Московский энергетический институт (МЭИ ТУ), Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ), Московский инженерно-физический институт (государственный университет) (МИФИ) и др.
 
- «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Обучение ведут 8 высших учебных заведений, в том числе МИЭТ, Росский государственный социальный университет (РГСУ), Московский государственный технологический университет «СТАНКИН».
 
Кстати, эти три специальности зачастую встречаются и в рамках одного вуза (или даже одного факультета), например, на факультете «Информатики и систем управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана, в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете) (МИРЭА), на факультете «Информационной технологии» Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ).
 
- «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Это самая молодая специальность, поэтому существует пока только в 7 вузах, например: Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), Российском новом университете (РосНОУ), Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
 
 
По первым трем специальностям выпускник получает квалификацию «Инженер», после 5 лет учебы на четвертой – «Математик-программист».
 
 
Юлия Знаменская
 
Категория: Информатика | Просмотров: 863 | Добавил: newjz | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar