11:59 Семантическая теория информации по Ю.А. Шрейдеру |
«Усредняя мнения гениев, мы в лучшем случае получим мнение посредственности. Убирая противоречивые мнения - обедним модель экспертных знаний. Остаётся один путь – искать логику работы с противоречиями, что, конечно, не так-то просто» Шрейдер Ю.А., 1986г. Семантическая теория информации по Ю.А. Шрейдеру учитывает, что в работах Клода Шеннона по информации не рассматривался смысл (значение) поступающей информации, а в ряде случаев это принципиально. Ю.А. Шрейдер предложил «Семантическую теорию информации». В ней он показывает, что результаты анализа или оценки одного и того же произведения литературы или искусства, полученные разными критиками или в разное время, часто не совпадают между собой даже по основным, принципиальным вопросам. Всё это показывает, что восприятие эстетическое не является абсолютным, зависящим лишь от того, что воспринимается, от «информации», заключённой в объекте восприятия, от самого художественного произведения.
Поскольку в процессе восприятия участвует приёмник, воспринимающий эстетическое сообщение, то результаты анализа и оценка сообщения существенно зависят от свойств самого приёмника. В связи с этим нельзя не сказать о некоторых подходах кибернетики к вопросам эстетического восприятия, которые, в частности, могут способствовать объективной оценке художественного произведения. Естественно, что при такой постановке задачи эти подходы должны учитывать семантическую (смысловую, или содержательную) сторону произведений, а также способность приёмника извлечь из произведения «художественную», эстетическую информацию.
Некоторые аспекты теории информации имеют непосредственное приложение к исследованию восприятия информации. Так, в последнее время за рубежом и в нашей стране проводятся исследования, связанные с разработкой семантических аспектов теории информации. В общих чертах один из таких аспектов, разрабатываемых Ю. А. Шрейдером, заключается в следующем.
Поскольку информация I, которую получает приёмник из сообщения Т, существенно зависит от свойств самого приемника, вводится в рассмотрение понятие тезауруса θ приёмника. В словарной практике тезаурусом принято называть одноязычный ассоциативный словарь, в котором указаны различные смысловые связи между словами. Тезаурус θ, как и всякий справочник, отражает сведения, накопленные к определённому моменту времени некоторым индивидуумом (приёмником). В частности, он характеризует способность этого индивидуума воспринимать те или другие сообщения.
Информация I, получаемая приёмником, характеризуется как принимаемым сообщением Т, так и степенью изменения тезауруса θ, т. е. I = I (Т, θ). Иначе говоря, количество информации I (Т, θ), содержащееся в сообщении Т относительно тезауруса θ, характеризуется степенью изменения тезауруса под действием воспринимаемого сообщения.
Очевидно, что из одного и того же сообщения разные приёмники (с разными тезаурусами) извлекают неодинаковую информацию. Вследствие неподготовленности данный тезаурус вообще может не воспринять некоторые (непонятные ему) сообщения. Последние для данного приёмника не несут никакой информации (приемник получил нулевую информацию), и в этом случае его тезаурус не изменился. Но нулевую информацию приёмник получает также и в случае, если он воспринимает уже известное сообщение. В обоих этих случаях тезаурус приёмника не изменяется и I (Т, θ) = θ.
(Зарипов Р.Х., Кибернетика и музыка, «Наука», 1971 г., с. 17-18.)
В 1960-е годы Ю. А. Шрейдер заинтересовался религиозными проблемами, и этот интерес положил начало его философским исследованиям. С 1970-х годов Шрейдер начинает серьёзно заниматься исследованием актуальных проблем философии. 1981 - защитил докторскую диссертацию по философии. Его книги «Равенство, сходство, порядок» (1970), «Системы и модели» (1980), «Природа биологического познания» (1991), «Основы этики» (1993), «Ценности, которые мы выбираем» (1999), многочисленные статьи, опубликованные, в том числе и на страницах журнала «Вопросы философии», стали классическими в российской философской литературе. С 1989 г. Ю. А. Шрейдер перешёл на постоянную работу в Институт проблем передачи информации Российской академии наук, и философская проблематика стала для него основной. Преподавал в МГУ им. М. В. Ломоносова на механико-математическом факультете и на отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета. Всего опубликовал около 800 трудов. В 1989 году стал одним из организаторов Католического клуба «Духовный диалог» и был избран его председателем. С 1993 года - академик-секретарь Отделения «Наука и теология» Российской академии естественных наук и председатель правления Центра философии, психологии и социологии религии. С 1991 года - профессор Колледжа католической теологии св.Фомы Аквинского, а с 1996 года - Библейского богословского института Св. апостола Андрея в г. Москве, где неоднократно читал курсы лекций «Этика», «Социальное учение Церкви», «Логика и теория познания» и др. Был принят папой римским Иоанном Павлом II.
Источник: http://vikent.ru/enc/1379/
|
|
Всего комментариев: 0 | |